Вы заметили странное поведение у ребенка? Об этом молчать нельзя

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Многие не знают диагноз «аутизм», но наверняка видели детей со странным поведением, с нарушением речи, моторики и психического развития. Такие дети предпочитают не контактировать с обществом, не играют со сверстниками, для них характерно отчужденное поведение, отсутствие интереса к игрушкам, игра с самим собой. Они могут часами разглядывать одну деталь из домашнего обихода, монотонно вертеть ее, вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки, не смотрят в глаза. Любое вмешательство в их пространство, даже относительно громкий звук и музыка может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Если у ребенка вы заметили такое поведение, это еще не значит, что он страдает аутизмом. Правильный диагноз может поставить только специалист психоневрологического профиля.

Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей). Их еще называют «дети дождя», откуда они, почему они отличаются от обычных детей, и поддается ли их странное поведение коррекции, мы поговорили с детским неврологом Медицинского центра г. Якутска Виленой Михайловой и педагогом-психологом Айталиной Коряковой. На эту проблему мы выслушали мнение двух специалистов с медицинской и психологической точки зрения.
Аутистам сложно самореализоваться, взаимодействовать с социумом, они так и остаются отшельниками, людьми не из мира сего.
— Если ребенок замкнут, немногословен, не идет на контакт с детьми в детском садике, в школе, не имеет друзей, значит ли это, что он страдает аутизмом?

Невролог: — Если у ребенка есть связная речь, которой он пользуется при общении с родителями, выражает свои потребности, то у него аутизма нет. Это, скорее всего некоторые пограничные нарушения психического развития или особенности данного ребенка. При аутизме грубо страдает общение со всеми, т.е. ребенок обращенную речь не понимает, «не слышит», не отзывается на свое имя, игрушками не играет, не интересуется, не смотрит на лицо говорящего.

Психолог: — Для начала необходимо выяснить, почему ребенок замкнутый? Это может быть из-за того, что он стесняется, боится новых людей, нового коллектива, по характеру робкий, скромный, скажем, темперамент такой. Не все люди открытые, позитивные и общительные. Если это ребенок школьного возраста, исходя из его интересов, нужно отдать его в кружки, где он может раскрыть свои способности и таланты, найти новых друзей, раскрепоститься. Родителям все время нужно направлять ребенка, развивать его потенциал.
В любом случае, каким бы ни был ребенок, родителям нужно принять и любить его таким, какой он есть. Ребенок чувствует безусловную любовь, она ему придает силы и уверенность.
Аутизм – это когда ребенок совсем не идет на контакт, живет в своем воображаемом мире, его трудно привлечь на развивающие игры. Но, тем не менее, для таких детей составляется специальная программа, по которому работают психиатры. Их, обычно, отдают в специальные школы.

— Как проявляются ранние признаки аутизма у детей?
Невролог: — Такие дети не отзываются на свое имя, «не слышат», когда обращаются к ним, нет нормальной игровой деятельности, имеется задержка психо-речевого развития. К окружающему миру не проявляют интереса, к людям негативны, нетерпимы, предпочитают существовать как бы в своем мире.
Уже на раннем возрасте можно заметить отклонения в развитии ребенка:
— В возрасте 1 месяца нужно насторожиться, если ребенок не следит взглядом, не слышит, с 1,5 мес. – не гулит, не улыбается;
— В 3 месяца – если ребенок не смеется, не слышит, нет оживления;
— В 6 месяцев – не отзывается на свое имя, не интересуется игрушками, у ребенка недостаточно развиты эмоции;
— В 1 год – если не отзывается на имя, нет слов, не обращает внимания на речь, не понимает обращенную речь, не выполняет простейших команд, выглядит отрешенным, заторможенным.
— Насколько часто к психологу родители приводят детей, страдающих аутизмом, и как Вы им помогаете? Поддается ли аутизм коррекции?

— Раньше не было такого понятия как «аутизм», это в последнее время начали диагностировать подобное психоневрологическое заболевание. Таких детей приводят не часто. Коррекция зависит от степени тяжести аутизма. В легкой форме еще можно попытаться адаптировать ребенка в обществе, помочь ему социализироваться. В тяжелой форме аутизм, к сожалению, очень трудно поддается лечению.
— Задержка развития речи у детей встречается довольно часто, если ребенок до 5 лет так и не научился говорить, во всем виноват аутизм?
Невролог: — В каждом случае ребенка нужно полностью обследовать, диагноз аутизм ставят врачи психиатры.
Психолог: — Не всегда, могут быть и другие причины позднего развития речи. Если родители целеустремленно и регулярно занимаются с ребенком, разговаривают с ним, занимаются с логопедом, неврологом очень часто дети в 4-5 лет начинают говорить. Зачастую современные дети больше общаются с гаджетами, чем с родителями. Из-за отсутствия навыков общения они поздно начинают говорить. Вместо того, чтобы разговаривать с ребенком, учить его проговаривать слова, мамы включают мультики на планшете, дают мобильный телефон, ну как в таком случае ребенок научится говорить?

— У какого врача и где лечатся такие дети? Есть ли надежда, что диагноз аутизм будет снят?
Невролог: — Такие дети лечатся у неврологов и психиатров, дефектологов, логопедов. Ранняя диагностика может привести к успехам в лечении.
Психолог: — Родителям нужно терпение и очень долго, упорно, настойчиво необходимо заниматься социализацией ребенка. Успех лечения у психиатра зависит от степени аутизма.

Причина возникновения аутизма современной медициной еще до конца не изучена. Виноваты гены или внешние факторы однозначного ответа нет. Многие родители корень зла видят в неадекватной реакции ребенка на вакцинацию, но, тем не менее, врачи утверждают, что прививки не могут спровоцировать аутизм. Поэтому, вопрос остается открытым.
Если ребенок здоров, но замкнут и испытывает трудности в общении со сверстниками, учителями и родителями, ему может помочь в налаживании межличностных отношений в социуме опытный педагог-психолог Айталина Корякова, которая принимает в поликлинике 202 микрорайона.

Пресс-служба МЦЯ

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.